Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Нижний Новгород Новосибирск Екатеринбург Омск Самара Казань Челябинск Ростов-на-Дону Красноярск Волгоград Уфа Пермь Саратов Воронеж
 
Свадебная мода

Магия свадебного платья

Свадебное платье таит в себе историю веков, традиции разных стран и народов. Ведь во все времена невесты стремились воплотить в нем свои представления о красоте. Древнегреческие красавицы, прекрасные дамы эпохи Средневековья, утонченные девы Возрождения и светские львицы Нового времени – все они привносили в свадебный наряд частичку своей культуры. И многие фасоны и декоративные элементы, придуманные века назад, по-своему отразились в свадебной моде XXI века.

Наследие Юноны

До определенного времени понятия свадебного платья как такового не существовало – девушки выходили замуж просто в нарядной одежде. Причем выбор тканей и украшений для платья зависел от происхождения невесты. А также от традиций, сложившихся в определенном обществе.  В Древней Греции, например, невест одевали в легкий, струящийся наряд, окутывая фигуру пеплосом  – длинным куском ткани. Скромность и простота одеяния призваны были подчеркнуть обаяние юности. Голова же выходящей замуж девушки была покрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту. Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче и знатнее был род невесты, тем больше в них было драгоценных металлов, узоров и камней. 

Древние римлянки одевали более строгие одежды, ниспадавшие ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. А голову покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными, как мраморные статуи.

Под знаком солнца

На Руси также любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту. Он же обозначал грядущее превращение девушки в женщину. Именно поэтому русский свадебный наряд непременно был либо целиком красным, либо же белым, но обильно расшитым красными нитями.

Подвенечные платья на Руси долгое время были привилегией высших сословий. Крестьянские же невесты представали перед алтарем в специальных свадебных нарядах. Состояли они из венчальной рубахи – целошницы, сарафана или поневы, передника, пояса, головного убора. Дополняли образ невесты украшения из бисера, лент, перьев, монет. При этом одежда должна была максимально закрывать тело девушки, чтобы оградить ее от зависти гостей, сглаза и злых духов, которые могли помешать ее грядущему счастью.

И рубаха, и сарафан, и передник украшались нарядной вышивкой – она не только придавала одежде праздничный вид, но и имела символическое значение. На православной Руси активно использовали языческие знаки, часто уже не вспоминая об их изначальном магическом смысле. Так, по подолу и по бокам наряда, как правило, размещали ромбы – символы плодородия; кресты и свастики, обозначающие солнце и плодородие; и растительный орнамент – воплощение вечно живой природы, от благосклонности которой, по мнению молодых, зависело их счастье.  

Эти древние славянские традиции хранились вплоть до начала XX века. Правда, соблюдало их в основном крестьянство, часть мещанства и купечества. А российская знать, со времен Петра I, начала следовать за европейской свадебной модой и во всем ее копировать, пусть и с некоторым опозданием.

Пикантная деталь

Но вот наступил XV век, а с ним нарядное платье невесты обрело необычную форму. Виновниками такого изменения были Крестовые походы – выполняя свою миссию, рыцари подолгу отсутствовали дома и лишь на короткое время навещали своих Дам сердца. Для женщин, тосковавших по своим возлюбленным, главной радостью становилось ожидание ребенка. И самое удивительное, что благодаря этому беременность вошла в моду! Невесты стали заказывать специальные многослойные свадебные платья с глубоким вырезом, корсетом и непременно – высокой талией. Такой фасон призван был кокетливо намекнуть на «положение» женщины. А если невеста не была беременна, она подкладывала под платье особый валик! Ведь животик считался олицетворением благополучия и счастья.

Отличал невесту не только особый наряд, но и специальный головной убор энен. Он представлял собой башню высотой до одного метра, на вершине которой красовалась легкая вуаль – подобие современной фаты. 

Цветовая гамма платья могла быть абсолютно любой, и чаще всего наряд был разноцветным. Это считалось знаком высокого общественного положения - чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род. И только в конце XV века в моду вошли однотонные наряды, так как во Франции начали устраивать «белые балы».

Возрождение свадебного платья

Эпоха Возрождения положила конец придуманным формам Средневековья и ввела в моду естественность и гармонию. Так что у свадебного платья появилась новая задача – подчеркнуть природные особенности фигуры.  Линия талии «спустилась» на свое место, а юбка стала менее пышной. Смотрелась такая модель платья очень женственно и элегантно. Не случайно она прошла через века и стала классикой наряда невесты. 

Интерес к человеку в эпоху Возрождения определил новый идеал красоты и, естественно, новую оболочку - костюм, над созданием которого трудились не только портные, но и художники. Красота одежды заключалась уже не в графической изысканности силуэта мод позднего Средневековья, а в живописности сочных, ярких цветовых сочетаний.

В моду также вошли роскошь, блеск и богатство убранства. Платья начали шить из серебряной парчи, белого атласа и новой дорогой ткани – атласа с зеркальным отливом. Очень богато смотрелся лиф, расшитый драгоценностями, а также вышивка по всей ткани. Основным украшением считался жемчуг, который прекрасно сочетался с белизной атласа. Популярен он и у современных невест.

Далее >>